На неизвестном полустанке,
От побережья невдали,
К нам в поезд финские цыганки
Июньским вечером вошли.
Хоть волосы их были русы,
Цыганок выдавала речь
Да в три ряда цветные бусы
И шали, спущенные с плеч.
Блестя цепочками, серьгами
И споря пестротой рубах,
За ними следом шли цыгане
С кривыми трубками в зубах.
С цыганской свадьбы иль с гулянки
Пришла их вольная семья.
Шуршали юбками цыганки,
Дымили трубками мужья.
Водил смычком по скрипке старой
Цыган поджарый и седой,
И вторила ему гитара
В руках цыганки молодой.
А было это ночью белой,
Когда земля не знает сна.
В одном окне заря алела,
В другом окне плыла луна.
И в этот вечер полнолунья,
В цыганский вечер, забрели
В вагон гадалки и плясуньи
Из древней сказочной земли.
Полынью пахло, пахло мятой,
Влетал к нам ветер с двух сторон,
И полевого аромата
Был полон дачный наш вагон.
С. Маршак
...Финские цыгане потрясают воображение туристов из СНГ.
Отзывы о них такие:
«Лиля, я была в Финляндии - там цыгане одеваются совсем, как ты зимой! Только богаче!»
«Ездила в Хельсинки на два дня. Там, по ходу, умер какой-то цыганский барон: кругом ходили цыгане в чёрном».
«В Хельсинки часто встречаются женщины в экстравагантных одеждах, похожих на костюмы 17-19 веков.
Вначале я думал, что это из театра на обед выходят актеры (да, смешная теория, но так думал
).
Но когда я встретил уже больше 10-ти таких женщин, то понял, что в Хельсинки и театров-то столько нет.»
«Вообще не подумала бы, что цыгане: лица как у финнов, ну, с молдавской примесью…»
«А я думала: как много в Финляндии готов, пока мне не сказали, что это цыганки…»
Финские цыганки реально ходят очень готично, просто лоли-готки отдыхают: в пышных, на валиках, чёрных бархатных юбках и чёрных блузках, украшенных кружевами или тесьмой белого и серебристого цвета. Это не из великого чувства национальной гордости, это работа: они работают специальными финскими цыганами, радующими глаз туриста избытком чёрного цвета. Во всяком случае, они так сами говорят. И им как бы веришь: в своём уме забесплатно этот шатёр-пылесборник на бёдра не надела бы ни одна женщина. А они вон носят.
Работой своей они крайне горды, и никакого легкомыслия в этом отношении не допустят: девочкам так одеваться не разрешают, а девушки и женщины имеют право носить ИЛИ только национальную одежду, ИЛИ только «цивильную», без вариантов. Никаких «нарядиться на праздник» — наденешь один разок, тебе уже не дадут носить гражданское.
А вот мужья их нац. одежду не носят, потому что работать — ниже их достоинства. Их достоинству соответствует только бизнес. А поскольку начать его не так легко, то они годами раскачиваются на это дело, всё обдумывают, всё прикидывают, и так до пенсии.
Второй немало удивляющий факт о финских цыганах — то, что они во Второй Мировой Войне служили в армии на стороне Финляндии, которая была, в свою очередь, на стороге Германии. Когда другие цыгане, прифигев, просят объяснить их это факт, финские товарищи, смущаясь, говорит:
— Ну, нас же призва-а-али…
Их действительно призвали, а «политику партии» не разъяснили. Узнать о ней сами они не могли — в Финляндии цыган не расстреливали и в лагеря не сгоняли.
А в результате с финскими цыганами другие не водятся.
Кстати, из других в Финляндии живут, конечно же, в основном кэлдэрары. Если кто ранее не понял, то и в Венгрии они ещё как живут. Они, как известно, везде живут.
А может, причиной то, что финские цыгане не соблюдают цыганский закон, во всяком случае, относительно чистого-нечистого. Те финские цыганки, которые воруют по магазинам, спокойно подвешивают улов в пакетики под юбку. Известен случай, когда финская цыганка попыталась вынести торт, поместив его… на полочку между ног. И как с ними после такого честным цыганам водиться? 
Со своей собственной культурой у финских цыган тоже швах. Из неё наличествует только крайне скромно развитые пение и танец (причём без своей музыки, так что ещё неизвестно, про каких там цыган Маршак писал), а также собственный диалект цыганского языка, напоминающий диалект русских цыган. Если русский цыган может быть весь из себя интеллигент и творец, и при этом всё равно цыган, потому что у него с цыганом-коневодом или рыночным торговцем есть общая музыкальная культура, сладкая мысль о театре «Ромэн» и представление о национальном этикете и обычаях, то финский цыган, занявшийся нетрадиционным делом (кстати, в традиционные дела у финских цыган входит… военная служба!), вроде педагогики или инженерного дела, фактически утрачивает всякую связь со своими соплеменниками, и его дети-внуки неизбежно ассимилируются.
Сами каале, впрочем, считают, что с культурой у них хорошо: они, мол, изобрели финское танго. Разве же это плохо?
Ещё одна особенность финских цыган — они очень расслабленные. Да, они могут подебоширить, поднять друг друга на нож, стырить в магазине два кило продуктов, но если за это они получат что-либо более внятное, чем недовольный взгляд (например, сердитый выговор), они становятся смирными и дают понять, что совсем не хотят конфликтов. Это не единственное проявление их расслабленности, но достаточно наглядное. Для сравнения, попробуйте прикрикнуть на цыгана-дебошира в России, Венгрии или Румынии.
Из-за этой их расслабленности те цыгане, что вообще знают о своих финских собратьях, из двух вариантов произношения их самоназвания (Кале и Каале), выбирают то, что с двумя «а», и ещё и растягивают эти «а», как русские, изображающие эстонцев.
Финны, кстати, долгое время называли своих цыган их же самоназванием, только переведённым на финский: мусталайсет (поправьте, если есть ошибки), но с недавних пор самоназвание цыган было признано крайне неполиткорректным, и теперь их зовут романит.
Ну что же, надо упомянуть и известных наших… ка-а-а-а-аа-а-а-але 
Прежде всего, это офигенный рокер, старичок-бодрячок Рему Аалтонен, которого финны даже хотели заслать на Евровидение.
Великолепный футболист Яри Литманен.
Нельзя не назвать также Вейо Бальцара, писателя, драматурга и основателя некогда популярной театральной студии «Дром».
И, наконец, Эмма Торбин, поэтесса, чей самый популярный в Финляндии стих, естественно, посвящён восхвалению Финляндии.