С венгерскими цыганами всё ужасно сложно. Потому что путано. То есть и с румынскими цыганами всё путано, но они между собой похожи гораздо больше, чем разные венгерские.
Я вот не проверяла, но люди говорят, что венгерские цыгане бывают трёх видов: «мадьяры», то есть ассимилированные настолько, что другие цыгане не отличают их от венгров, ловари и безликие «унгрика рома», то есть прочие венгерские цыгане.
Проще всего с «мадьярами». Это такие цыгане, которые не знают ни цыганского закона, ни обычаев, ни языка. То есть говорят они на венгерском, и живут
гаджиканэс (не как цыгане). А почему они цыгане — а потому, что окружающие венгры никак не давали забыть им об этом то позорном, то достойном сочувствия факте. «Мадьяры» довольно разнообразны: есть такие, что живут кучно, есть такие, что розно. Есть чернорабочие, квалифицированные рабочие, музыканты, творческая и техническая интеллигенция и тунеядцы.
Сами себя они, кстати, называют просто «венгерскими цыганами» -
модёру цыганек, но, чтобы не было путаницы с буквальным переводом, ибо «венгерские цыгане» очень уж обобщительно звучит, знаменитый цыгановед Николай Бессонов предложил название, близкое по звучанию: цыгане-мадьяры. Так и пошло.
Какими цыганами были предки мадьяров — никто не знает, очень может быть, что разными. А как они стали такими, как есть, это отдельная история.
...Жила-была австро-венгерская императрица Мария-Терезия. Как-то раз ей очень стало жалко цыган. Чего это, подумала она, мы их так, бедных, не жалеем? Гнобим, клеймим, вешаем, пытаем, плетьми бьём. Надо их наконец пожалеть. Она, в конце концов, просвещённый монарх и всё-такое. И в целях улучшения цыганской жизни она издала указы, предписывавшие цыганам поскорее сделаться венграми. Запрещалось использовать к ним это гадкое слово «цыгане», которые предписывалось заменять политкорректным «новые венгры». Запрещалось кочевать — это мне где-то ещё понятно, но мне непонятно, как при этом императрица не подумала о резко образовавшемся жилищном вопросе. Запрещалось разговаривать по-цыгански, ибо эта глупая манера мешала бедным цыганам поскорее воспользоваться плодами благодеяний и быстренько стать венграми. Строго, очень строго рекомендовалось жениться не друг с другом, а с представителями других этносов империи; полицейским также крайне строго рекомендовалось помогать цыганским детям с социальной адаптацией путём извлечения их из родных семей и помещения в венгерские. Эти два пункта, как нежизнеспособные, надо заметить, исполнялись хуже всего, но сама практичность и вдумчивость доброй императрицы впечатляет, неспа? Был ещё целый ряд запретов, направленный на улучшение положения цыган в австро-венгерском обществе. В результате уже через несколько десятилетий Австро-Венгрия имела огромное количество крайне нищих, грудящихся в трущобах людей без особо заметной системы ценностей, без традиций, присущих какому-либо из народов империи, говорящих по-венгерски, но так и не ставших венграми.
Чем занимаются в настоящий момент мадьяры — я описала. Осталось прибавить, что большая часть из них так и живёт в нищете и в наше время. Их можно найти не только в Венгрии, но и на западе Украины, где они кучкуются в посёлках из страшного вида лачуг. Некоторые из них, прежде бывшие чернорабочими, сейчас перестали работать вообще и живут за счёт своих жён, а те преимущественно просят на улицах. С этим бизнесом они навещают Россию; их часто можно видеть в Москве. Чтобы чувствовать себя более уютно, мадьярки берут с собой детей и мужей. Как правило, несколько семей разбивают палаточный лагерь где-нибудь в глуши.
В силу экономической самостоятельности женщин и зависимости от них мужчин в мадьярских таборах фактически царит матриархат. Цель каждого юноши с самых младых ногтей – заарканить себе жёнушку подобычливей. В связи с этим он тренируется в трёх видах искусства, способных привлечь женщину: борьба (чтобы привлекать как защитник), танцы (чтобы развлекать и намекать ладными движениями тела на третье умение) и, наконец, секс. Девушка, в свою очередь, придирчиво рассматривает потенциальных мужей, их фигуру, их умение драться и танцевать, и тщательно пробует приглянувшихся в постели, выбирая в конце концов самого бойкого в этих отношениях. Сами мадьярки, надо сказать, танцуют так себе. Я как-то видела совершенно чудесатый ролик с участием мадьярской пары. Сцена. На сцене двое: цыган и цыганка. Цыган на переднем плане всячески выделывается, обхлопывает себя, щёлкает каблуками. Цыганка сзади механически идёт дробью сначала в один конец сцены (идёт, идёт, идёт, идёт), потом разворачивается, идёт в другой конец сцены (идёт, идёт, идёт, идёт). И это, между прочим, фестивальный такой, судя по антуражу, танец. Психоделическое зрелище.
В результате своего фактически гаремного положения мадьярские мужики своим жёнам смотрят в рот, хотя и позволяя себе капризничать, когда чувствуют, что им ничего не будет. Браки у мадьяров обычно не очень прочные: женщина запросто может заявить, что избранник слишком потолстел или плохо выполняет обязанности.
Надо сказать, что не все мадьяры, приехавшие в Россию в поисках хлеба насущного — тунеядцы. Среди них заметны музыканты (причём они могут играть не абы что, а классику вроде Листа или Штрауса). Не могу сказать, что попрошайничеством и музицированием мадьяры богатеют, но детей они, по крайней мере, одевают по сезону. Кроме того, хочу отметить, что до распада СССР и соц.лагеря массового нищенства-попрошайничества в рядах мадьяров не было, так что это не вековая «испорченность», а реакция на социальные проблемы.
Что касается взаимоотношений венгров и «мадьяров» в наши дни, то у венгров есть поговорка о том, что цыгане или играют на скрипках, или воруют, а скрипок всем не хватает. При этом нельзя не заметить, что значительная часть граждан Венгрии в робах и с лопатами/мётлами — именно цыгане.
Так вот всё сложно.
Что касается ловарей, то если меня кто-то попросит описать их одним словом, я отвечу: воображалистые. С одной стороны, они любят быть на гребне волны, самыми стильными и самыми модными, часто получают хорошее образование (обычно экономическое, особенно девушки), прославились как успешные торговцы антиквариатом, автомобилями, недвижимостью (правда, за пределами России), почти так же суровы в обычаях, как котляры, и хорошо сохранили язык, они также отличные танцоры; с другой, у них так же, как у мадьяров, основной добытчицей считается женщина (отсюда и такой упор на её образование), и мужчина может годами валяться на диване кверху пузом, на всех цыган вокруг они смотрят очень свысока и считают себя пупом всея Цыгании (это определение вам встретится ещё не в одном посте), а также основными претендентами на звание «венгерских цыган». Они так озабочены богатством, что многие из них предпочтут уйти в криминал, если не могут заработать больших денег — не просто денег — честным путём.
Ещё в середине XX века ловари активно кочевали. Традиционным их занятием были торговля лошадьми и то, что нынче называется «шоу-бизнес». В Европе они достаточно преуспевали и в том, и в другом, а вот в России русские цыгане мощно утёрли им нос с лошадьми, именно поэтому ловари так массово ударились в артисты.
Известно, что во время Второй Мировой Войны кочевые ловари сотрудничали с Сопротивлением, выполняя поручения преимущественно мирного характера. В наши дни я, правда, с трудом могу их представить за этим занятием.
Наконец, у нас остались унгрика рома, то бишь «просто венгерские цыгане». Одни говорят, что это недоассимилированные ещё со времён доброй императрицы Марии-Терезии местные цыгане, другие — что это подвенгерившиеся и поднабрашиеся местноцыганского акцента русские цыгане, след белоэмигрантской волны. Поскольку лично из «унгрика рома» я знаю только Чаргэн, а она православная (в то время, как мадьяры и ловари — католики и евангелисты) и фамилию имеет Воротниковскири, то я склоняюсь ко второй версии. Унгрика рома по роду занятий очень разнообразны и вообще существа полумифические, и потому описать их массово в этом отношении возможным не представляется.
Почти все известные и выдающиеся венгерские цыгане занимались музыкой, и это мне неудивительно:
Золтан Фаркаш, металлист
Роби Лакатош, скрипач
Янош Бихари, скрипач и композитор, один из создателей национального венгерского жанра «вербункош» и прямой предок Роби Лакатоша
Пишта Данко, скрипач и композитор, получил на малой родине себе памятник, с которым связана очень интересная легенда
Ливия Ярока, депутат Европарламента
Виктория Мохачи, экс-депутат Европарламента
Дьердь Цифра, великолепный пианист с невероятной биографией
Лаци Олах, легендарный джазмен-ударник
Аладар Рац, легендарный цимбалист
Тамаш Пэли, художник
Маришка Вереш, фолк и джазовая певица, а также солистка голландской группы "Shocking Blue"
а также группа Parno Grazst, если правильно помню
Кстати, говорят, что большая часть венгерских цыган носит фамилию либо Лакатош, либо Шаркози. Это что! Вот у крымов почти все - Оглы. И ничего, живут
Можно пояндексить и пояндексблогить "Лилит Мазикина", "Лилит Мазикина статьи", "Джипсилиля" и "gipsylilya". Или прочитать обо мне статью на Луркоморье.